Образовательно-энциклопедический портал
"Живая планета"
Природа, животный и растительный мир,
биология, человек и окружающая среда.

    

ПОИСК:  
 Шрифт 
 




    

Главное меню

    


Нас читает весь мир:




    

Облако тегов

    
собаки 7, кошки 5, эволюция 2, сумчатые 1, исчезающие 6, ягоды 2, овощи 17, растения 38, ядовитые растения 3, животные 2, цитрусовые 1, земноводные 1, дельфины 7, вода 11, планета 1, грызуны 1, Зима 3, наука 30, Лето 3, змеи 3, птицы 12, обезьяны 4, Весна 3, лекарственные растения 12, млекопитающие 16, биология 25, экология 4, Осень 3, дарвинизм 6, насекомые 3

    

Самое популярное

    


    

Ваши закладки

    
 У вас пока нет закладок (только для зарегистрированных пользователей).





Чем опасно таяние полярных льдов?


Тема: Природа и экология
Обновлено: 4.07.2011 - 22:32

В последние дни 2004 г. города мира узнали удивительную новость: начиная со своих северных границ Ан­тарктика стала покрываться зеленью. Антарктическая щучка волосовидная (Deschampsia antarctica) - один из всего двух видов высших растений, встречающихся юж­нее 56° южной широты. До настоящего времени здесь встречались только редкие пучки травы, растущей с се­верной стороны валунов или в других защищенных участках. В течение лета в Южном полушарии в 2004 г. стала появляться зелень, образуя обширные луга там, где прежде было лишь царство метелей. Трудно представить себе что-либо более выразительно символизирующее изменения, происходящие на полюсах Земли. Изменения, происходящие на суше, кажутся менее значительными по сравнению с происходящими на море, поскольку морские льды тают.

Компьютерное прогнозирование таяния полярных льдов.
Компьютерный прогноз состояния льдов.

Субантарктические моря - одни из самых богатых на Земле, что весьма удивительно, поскольку это богатство существует несмотря на почти полное отсутствие питательных элементов. Это частично компенсируется морским льдом, так как граница между солёной водой и плавающим льдом благоприятна для интенсивного развития микроскопического планктона, основы пищевой цепи. Несмотря на темноту зимних месяцев, планктон подо льдом прекрасно себя чувствует, обеспечивая семилетний жизненный цикл питающегося им криля. Места, где много криля, любят пингвины, тюлени и усатые киты. В самом деле, влияние морского льда на развитие планктона, а следовательно, на питание криля и более крупных животных поражает. Можно сказать, что различие между покрытыми льдом и свободными ото льда участками акватории Южного океана столь же велико, как между морем и почти стерильным Антарктическим материком.

Доктор Ангус Аткинсон из Британской антарктической службы интересуется взаимоотношениями планктона, криля и млекопитающих, которые питаются ими. Аткинсон и его коллеги изучали учёты улова криля рыболовецкими флотилиями девяти стран в юго-западной части атлантического сектора Южного океана. Это настоящие море криля, поскольку здесь живет от 60 до 70 % всей популяции криля Южного полушария. Аткинсон и его коллеги разделили сведения об уловах на два периода: уловы 1926-1939 гг. и уловы 1976-2003 гг. Когда они сравнили тенденции изменения численности криля между двумя периодами, выяснилось, что численность менялась из года в год, но не было общей тенденции к повышению или к её понижению, то есть численность популяции криля отмечалась стабильностью. Однако после 1976 г. возникла совсем иная картина. С этого времени численность криля стала резко падать, уменьшаясь за десятилетие примерно на 40 %. Аткинсон и его коллеги говорят: «Это не какой-нибудь локальный, кратковременный эффект, речь идет примерно о 50 % общего количества [криля], на основе данных с 1926-го по 2003-й».

Поскольку численность криля упала, численность других питающихся планктоном видов - желеобразных сальп - возросла. Сальпы, прежде водившиеся лишь в более северных водах, не нуждаются в очень высокой плотности планктона. Действительно, их пищевые потребности настолько умеренны, что они выживают в довольно скудных условиях свободных ото льда районов Южного океана. Что касается китов, то сальпы крайне бедны питательными элементами, поэтому их огромное количество практически бесполезно. В самом деле, никто из антарктических морских млекопитающих или птиц не стремится питаться сальпами. Аткинсон подводит итог: «Эти из­менения в соотношениях ключевых видов чреваты серьёзными последствиями для всех пищевых цепей Южного океана. Пингвины, альбатросы, тюлени и киты... чув­ствительны к нехватке криля».

Установив столь важное изменение, исследователи встревожились, когда обнаружили причину, обусловлива­ющую численность криля. Численность из года в год колебалась в зависимости от распространения морских льдов в предыдущую зиму; расширение площади льдов означало большее количество зимней пищи для криля. Пока в 1980-х гг. спутниковые снимки не охватили картину в целом, было невозможно получить точные сведения о распространении зимних морских льдов вокруг Антарктиды. Теперь остроумный метод - определение содержа­ния (наберите воздуха, произнося) метансульфокислоты, сохранившейся в антарктическом льде, - позволяет подсчитать годовые изменения объема морских льдов. Исследования показали, что площадь распространения морских льдов была стабильной с 1840 по 1950 гг., но с тех пор резко уменьшилась, в результате чего северная граница льдов сместилась к югу от 59,3° до 60,8° ю. ш. Это соответствует сокращению площади распространения морских льдов на 20 %. Уменьшение количества криля настолько совпадает с уменьшением площади морских льдов, что не остается никаких сомнений по поводу чрезвычайно неблагоприятного воздействия изменения климата на самый богатый в пищевом отношении океан и на самых крупных животных, которые здесь живут и питаются.

Если хотите постичь масштаб изменений, представьте себе, что для зверей Серенгети означало бы сокращение площади её лугов на 40 % каждое десятилетие начиная с 1976 г. Уже есть признаки того, что некоторые представители антарктической фауны испытывают серьезные трудности. Популяция императорских пингвинов сократилась за последние тридцать лет вдвое, число пингвинов Адели - на 30 %. Эти наблюдения дают основания полагать, что в ближайшем будущем наступит момент, когда виды, питающиеся крилем, один за другим лишатся кормовой базы. Если это случится, южные гладкие, или настоящие, киты, лишь недавно начавшие возвращаться к берегам Австралии и Новой Зеландии, не будут сюда приходить, потому что не найдут пищи в этих умеренных водах. Для того же, чтобы идти в места, где появляется потомство, киты должны откормиться зимним крилем. Горбатый кит, пересекающий мировой океан, не наполнит своё вместительное брюхо, не смогут сделать это и бесчисленные пингвины и тюлени, резвящиеся в южных морях. Взамен мы получим океан, полный желеобразной сальпы, неизбеж­ного следствия разогревания криосферы.

Арктика представляет собой почти зеркальное отраже­ние того, что мы видим на юге. Антарктика - замерзший континент, окруженный чрезвычайно богатым жизнью океаном, а Арктика - замерзший океан, окруженный су­шей. Здесь также живет 4 миллиона человек, и она лучше изучена.

Большинство обитателей Арктики живут по её краям, и именно здесь, в таких местах, как Южная Аляска, зимы стали на 2-3 °С теплее, чем тридцать лет назад. Один из наиболее наглядных примеров влияния климатических изменений на экосистемы - деятельность хвойного жука-короеда. За последние 15 лет он уничтожил около 40 миллионов деревьев в южной части Аляски, больше, чем лю­бое другое насекомое в Северном полушарии из когда-либо зафиксированных случаев. Две холодные зимы обычно ограничивали численность жука, но из-за нескольких мягких зим в последние годы он вышел из-под контроля. Деревьям угрожает также гусеница елового почкоеда, самки которого откладывают на 50 % больше яиц при температуре 25 °С, чем при 15 °С.

Все живые организмы, обитающие в Арктике, должны быть крепкими и подвижными. В своей прекрасной книге о полярных регионах, «Арктических мечтах», Барри Лопес воспел копытного лемминга (Dicrostonyx hudsonius) как символ всего, что способно здесь выжить. Он писал: «...не даёт покоя воображению это олицетворение стойкости в зимних условиях. Когда вы встречаете его в тундре в разгар лета, убирающего урожай лишайников или корней пушицы, он встаёт на задние лапы и издаёт звуки, означающие угрозу, и вы воспринимаете его серьёзно. Маленький размер лемминга не уменьшает уважения к нему, он показывает крепость духа, самое поразительное в этой пустынной местности».

Копытный лемминг действительно настоящий экстремал, так как выживает даже на необычайно суровых северных берегах Гренландии и прекрасно приспособлен для жизни в криосфере. Это единственный грызун, отдельные виды которого имеют зимой белый мех и чьи когти в это время года отрастают, превращаясь в копытца. Копытцами он роет тоннели в снегу. Численность популяции колеблется, длительность цикла составляет около четырёх лет. В конце цикла численность может быть настолько велика, что они совершают массовые миграции в поисках пищи, из-за чего возникла ошибочная теория, будто лемминги кончают жизнь самоубийством, бросаясь со скал.

Несмотря на выносливость обитателей, арктические системы исключительно ранимы; даже незначительное воздействие, например, малоснежный, но дождливый сезон может иметь огромные последствия. В 2004 г. была опубликована «Оценка воздействия на климат Арктики», отчёт, спонсированный государствами, имеющими инте­ресы в регионе. В отчёте отмечены многочисленные изменения в регионе, а также составлены прогнозы развития его экосистем. По одному из таких прогнозов, если глобальное потепление продолжится, леса продвинутся на север до берегов Северного Ледовитого океана, уничтожая тундру. Сотни миллионов птиц прилетают в эти безлесные места с целью размножения, и, если лес продвинется на север, большие стаи погибнут, а на юг будет улетать всё меньше птиц. Действительно, птицы лишились только в последнем столетии более 50 % гнездовых мест обитаний. Для копытного лемминга тундра и жизнь неразделимы, и отчет предполагает, что вид исчезнет до конца нынешнего столетия. Может быть, все будет забыто и останется только память о маленьком грызуне-самоубийце. Но подлинная трагедия состоит в том, что лемминг не прыгает со скал. Его толкают туда.

Отчёт «Оценка воздействия на климат Арктики» уделил особое внимание видам, необходимым для местного насе­ления, а для него нет ничего более жизненно важного, чем карибу (или северный олень, как его принято называть в Евразии). Карибу Пири - небольшой ограниченный подвид, живущий только на западе Гренландии и на островах Канадского арктического архипелага. Из-за осенних дождей лишайники, обеспечивающие оленей зимней пищей, покрываются льдом, а это часто приводит оленей к гибели.

Численность карибу Пири упала с 26 000 в 1961 г. до 1000 в 1997-м. В 1991 г. было признано, что вид находится в опасности. Это привело к запрещению охоты на него, что совершенно не устраивало местное население.

Народ саами в Финляндии испытал те же проблемы с обледенением зимних кормов. Детали этого явления были переданы Хейкки Хирвасвуопио составителям отчёта «Оценка воздействия на климат Арктики» в 2004 г.:

«В течение осени погода резко менялась, шли дожди и была ясная погода* (* В ясную погоду случаются заморозки.). Лишайники стали недоступны для питания оленей. Всё очень просто - когда верхний слой замерзает, олень не может поедать лишайник. Это очень отличалось от предыдущих лет. Оленю приходилось с силой скрести лишайник, и при этом он вырывал все растение с корнями. Нужно очень долгое время, чтобы лишайники восстановились, если нарушены корни».

Другие факторы также способствуют сокращению по­головья карибу. К ним относятся изменившийся характер снегопадов, засыпающих пастбища, и разливы рек, когда во время переходов погибают недавно отелившиеся самки с телятами. Короче говоря, если климатические изменения продолжатся, Арктика перестанет быть подходящим местом обитания для карибу.

Белый медведь

Один из символов Арктики, конечно, нанук, белый медведь. Он бродяга, охотник и серьезный соперник для человека в белом безмолвии Севера. Арктика до последнего дюйма находится под его контролем: белого медведя встречали на ледяном куполе Гренландии на высоте двух километров, он устраивал берлогу на южном берегу Гудзонова залива, на 53° с. ш., видели, как он целеустремленно шагает в радиусе 100 миль от точки географического полюса. Канадец Рэй Швейнсбург, специалист по биологии белого медведя, отмечает: «Я считаю, что на сушу он идёт неохотно, но думаю также, что он способен преодолеть любые местности. Единственное, что может его остановить, - это отсутствие пищи». Чтобы добыть необходимое количество пищи, белый медведь должен жить на морском льду.

Белый медведь, конечно, снизойдет до того, чтобы съесть лемминга или мёртвую птицу, если представится такая возможность, но основа его жизнедеятельности - морской лёд и кольчатая нерпа, которая живёт и размножается здесь же. В 1978 г. охотник-эскимос и сопровождавший его биолог наблюдали, как белый медведь добыл тюленя на открытой воде, но это событие - такая же редкость, как ягоды голубики весной, и скорее исключение, подтверждающее правило.

Нерпа

Кольчатая нерпа - самое многочисленное млекопитающее в высоких широтах, и по крайней мере 2,5 миллиона этих животных плавают в своих ледяных морях. Иногда климатические условия не позволяют нерпам размножаться. В 1974 г. на льды залива Амундсена, в котором нерпы устраивают норы, выпало слишком мало снега. Они ушли, некоторые добрались до берегов Сибири. Что же сделали белые медведи? Накопившие достаточно жира, отправились в долгий путь вслед за тюленями, но многие недостаточно хорошо питавшиеся в предыдущий сезон умерли от голода.

Положение дел с тюленем-лысуном (Pagophilus groenlandicus), живущим в заливе Святого Лаврентия, позволяет ясно представить себе возможное развитие событий. Как и кольчатая нерпа, тюлень-лысун не может размножаться, если морского льда мало или нет вообще, как это случилось в 1967,1981, 2000, 2001 и 2002 гг. Несколько лет, не позволявших размножаться в начале нашего столетия, внушают серьёзные опасения. Если такие зимы безо льда будут случаться и дальше, способность самки к деторож­дению (а это не более двенадцати лет) у популяции зали­ва Святого Лаврентия, генетически несовместимой с другими видами, исчезнет. У тюленя-крылатки и морского зайца размножение и питание также связано с морским дном. Даже могучий морж живёт во льдах, так как высоко­продуктивный край морских льдов - главное место его обитания.

Численность белых медведей медленно падает с каждой всё более тёплой зимой. Долговременное изучение 1200 особей, живущих на южном пределе их ареала - по берегам Гудзонова залива, показало, что в среднем они потеряли в весе 15 % по сравнению с тем, что было несколь­ко десятилетий назад. Слишком короткие питательные сезоны не позволяют добыть достаточное количество пищи, и эти 15 % - дефицит подкожного жира накануне зимней спячки. Каждый год голодные матери рожают нескольких медвежат. Несколько десятилетий назад тройня была обычным явлением; сейчас об этом даже не слышно. Раньше около половины медвежат в восемнадцать меся­цев переходили с молочного вскармливания на самостоятельное питание, сейчас это соотношение менее чем один к двадцати. Даже самки, успешно принесшие потомство, подвергаются опасностям, неизвестным в прежние времена, - дожди в зимние месяцы в отдельных районах разрушают берлоги, где гибнут спящие мать и детеныши. При раннем вскрытии льдов берлога может быть отделена от района кормления; если медвежатам не удастся доплыть до источника пищи, они умрут голодной смертью.

Как говорит Швейнсбург, единственное, что способно остановить белого медведя, - это отсутствие пищи. Сокращая площадь арктических льдов, мы заменяем её однообразной поверхностью открытого моря и голой суши, где, по крайней мере для белого медведя, пищи нет. Без высо­кого снегового покрова негде устроить зимнюю берлогу, а без льда, снега и нанука как быть иннуитам - людям, которые называют его по имени и понимают его, как никто другой? Здоровый, нормально питающийся медведь сдирает с толстого тюленя лишь жир, оставляя всё прочее следующей за ним свите, представленной песцами, воронами, бургомистрами и белыми чайками. В определенное время и в определенном месте многие из этих животных зависят от белого медведя, так как в этих негостеприимных местах недостаточно других источников питания. Если Арктика наполнится голодными белыми медведями, что будет с животными меньшего размера? Белая чайка и малая гагарка тоже зависят от морского льда. Численность белой чайки в Канаде за последние двадцать лет сократи­лась на 10 %, и, если так пойдёт и дальше, она не доживёт до конца столетия. Похоже, исчезновение белого медведя означает начало разрушения всей экосистемы Арктики.

Нет никаких сомнений: если не ограничить выброс парниковых газов, уже в этом столетии однажды летом окажется, что в Арктике не осталось льда - только бескрайнее, тёмное, волнующееся море. Полагаю, не придется долго ждать, пока что-то произойдёт с белым медведем; ещё до того, как растает лёд, медведи лишатся мест для устройства берлог, пищевых участков и миграционных коридоров, без чего они не могут размножаться. Возможно, группа взрослых медведей сохранится, сокращаясь с каждым годом, пока не исчезнет. Не исключено, что выдастся плохое лето, когда не будут размножаться тюлени. Несколько животных протянут какое-то время, питаясь леммингами и падалью, но они будут такими тощими, что не проснутся после зимней спячки.

!Изменения, которые наблюдаются на полюсах, могут иметь необратимый характер: если выброс парниковых газов не ограничить - и быстро, - уникальная флора и фауна этих регионов исчезнет. Мы увидим, как царство белого медведя, нарвала и моржа заместится величайшим ареалом на Земле - тайгой умеренного пояса и холодным, лишённым льда океаном на севере. Там, где исчезнет лес, повышающиеся температуры и усиливающееся испаре­ние будут способствовать появлению полярных пустынь, так как б некоторых крупных районах Арктики выпадает на удивление мало осадков.

Не думайте, что продвигающиеся леса, забирая С02, необходимый для роста, воспрепятствуют климатическим изменениям. Учёные подсчитали, что это не компенсирует нагрев, поскольку тёмный зелёный лес поглощает го­раздо больше солнечных лучей и, таким образом, гораздо больше тепла, чем заснеженная тундра. Общее воздей­ствие от распространения лесов в северных регионах вы­разится в том, что наша планета будет нагреваться ещё быстрее, и если это случится, уже не важно, как поступит человечество с выбросами в атмосферу, - ему не удастся уже ничего вернуть. Белые медведи или тюлени, выжива­ющие в зоопарках, созданных для сиюминутного восста­новления их ледяного мира, останутся только в неволе, потому что северная полярная криосфера, просуществовав миллионы лет, исчезнет навсегда.

LifePlanet.org

 





 (Голосов: 27)

Просмотров: 10632

 <<- Необходимость и целесообразность реконструкции экосистемы озера Неро Гибель коралловых рифов - миф или реальность? ->>






Гостевая книга Связь

"Живая планета"
ИЗУЧАЙТЕ И БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ !

 

 

Образовательный портал
«Живая планета»

Каталог Природа © KV 2010
О проекте  Добавить в избранное
* Биология, ботаника, история развития жизни. *  
Преподавателю, учащемуся и натуралисту.      
 92.5058    98.9118 {googleplus}