Образовательно-энциклопедический портал
"Живая планета"
Природа, животный и растительный мир,
биология, человек и окружающая среда.

    

ПОИСК:  
 Шрифт 
 




    

Главное меню

    


Нас читает весь мир:




    

Облако тегов

    
змеи 3, эволюция 2, земноводные 1, дельфины 7, биология 25, сумчатые 1, животные 2, грызуны 1, собаки 7, планета 1, экология 4, Весна 3, млекопитающие 16, овощи 17, дарвинизм 6, обезьяны 4, Лето 3, цитрусовые 1, ядовитые растения 3, птицы 12, лекарственные растения 12, кошки 5, Осень 3, наука 30, Зима 3, исчезающие 6, вода 11, растения 38, насекомые 3, ягоды 2

    

Самое популярное

    


    

Ваши закладки

    
 У вас пока нет закладок (только для зарегистрированных пользователей).





Обладают ли дельфины речью?


Тема: Подводный мир
Обновлено: 24.04.2011 - 23:48

8. Дельфины «разговаривают» между собой, но обладают ли они речью?

Первые записи голоса афалины были сделаны в 1951 году во Флоридском океанариуме. Началось активное изучение голосов китообразных. Предыдущие военные годы, когда подводные звуки морских животных часто принимались за звуки подводных лодок, убедительно доказали необходимость основательного изучения звуков, издаваемых морскими животными и, в первую очередь, морскими млекопитающими.

Установлено, что дельфины, как и другие китообразные, используют два типа сигналов по назначению: сигналы локационные и сигналы коммуникационные. Частотный диапазон локационных сигналов шире диапазона коммуникационных сигналов. Для эхолокации дельфины, как уже сказано, используют звуковые посылки, большинство из которых имеют частоту 60-90 килогерц. Их длительность ничтожна – 25 микросекунд. Прежде чем послать очередной локационный сигнал, дельфин непременно должен прослушать эхо от предыдущего. Через гидрофон локационные сигналы дельфинов слышны как скрипы.

Среди коммуникационных сигналов, записанных на магнитофон, можно услышать свисты и сигналы более сложной звуковой формы, напоминающие визг, лай, мяуканье, вой, крики, кряки, треск, взрывы, рёв, и даже птичьи трели и щебет.

Каково значение коммуникационных сигналов, в какой ситуации, в каком состоянии животное издаёт тот или иной сигнал, какую реакцию вызывает конкретный сигнал у сородичей? Ответить на эти вопросы с полной определенностью невозможно, так как сигналы и без того многочисленные и разнотипные, различаются между собой по форме и эмоциональной окраске в зависимости от того, находится ли дельфин в море или в дельфинарии, один он или в стае. У животных разных видов сигналы различаются между собой. Тем не менее, на основе многолетних наблюдений и исследований установлен целый ряд сигналов, означающих у китообразных определённое их состояние, желания (потребности), эмоции.

Вот некоторые примеры на этот счёт.

В ситуации беспокойства, возбуждения и любопытства наиболее типичными коммуникационными сигналами бывают свисты. Например, в океанариуме свист возникает, когда дельфины впервые оказываются в неволе или когда там появились акулы или другие интересные для дельфинов животные или предметы. Свисты слышны на палубе дельфиноловного судна, когда дельфины оказались окружёнными сетью в море.

Во время сильного возбуждения, вызванного, например, появлением в бассейне человека, предстоящим кормлением, а также в период гона и во время спаривания дельфины издают сигналы в виде лая, представляющие собой короткие (50-350 миллисекунд) звуки с частотой от сотен герц до 10 кгц.

Сигнал, означающий угрозу или доминирование, слышится как хлопок в ладоши и сопровождается открыванием и закрыванием рта. Таким сигналом пользуется крупных самец, возглавляющий стадо, и запугивает более слабых сородичей. Этот сигнал означает одновременно и предупреждение.

Сигнал тревоги или страха дельфины, в частности афалины, издают при испуге. Этот сигнал в воде через гидрофон слышится как резкий треск, по силе значительно превышающий эхолокационные скрипы и «лай» дельфинов. На человеческое ухо этот сигнал действует как удар.

Дельфины издают также сигналы боли в виде громкого, отрывистого визга, похожего на визг поросёнка.

Особенно выделяется у дельфинов, как и у других китообразных сигнал бедствия. Этот сигнал воспринимается сородичами как призыв о помощи. Все сородичи, услышав этот сигнал, немедленно бросаются к тому месту, откуда сигнал подан. Звучит этот сигнал у разных дельфинов по-разному. Дельфин афалина, например, издаёт при опасности задохнуться под водой прерывистый продолжительный свист, повторяющийся через разные интервалы до тех пор, пока не подоспеет помощь. Как уже сказано, прибывшие на помощь по этому сигналу сородичи немедленно начинают выталкивать пострадавшего к поверхности воды.

Таким образом, установлено, что дельфины обмениваются самыми разнообразными коммуникационно-эмоциональными сигналами. Когда два дельфина плывут вместе, они постоянно обмениваются разнообразными сигналами, причём, когда один из них свистит или щёлкает, другой молчит и наоборот. Звуки, издаваемые при этом «разговоре», отчётливо слышны в воздухе. Эти звуки в виде писков, визгов, свистов, скрежета, хрипов и так далее становятся тем громче, чем больше возбуждены дельфины.

Экспериментами установлено, что дельфины обладают в известной мере способностью подражать человеческому голосу, как это делают попугаи или вороны. Эта способность дала некоторым исследователям основание предположить, что дельфины могут обладать речью, с помощью которой они, подобно человеку, обмениваются абстрактными мыслями. Особенно далеко зашёл в таких предположениях американский нейрохирург и психиатр Джон Лилли. В середине прошлого (ХХ) века он начал изучать дельфинов и был очарован этими удивительными животными. На учёного глубокое впечатление произвёл размер мозга дельфинов, близкий к человеческому, и разнообразие издаваемых ими звуков. В результате наблюдений над дельфинами и под влиянием многочисленных рассказов об «исключительных» способностях этих животных, Дж. Лилии, ничтоже сумняшися, в своей книге «Человек и дельфин», опубликованной в 1961 году, заявил следующее: «В течение ближайших 10-20 лет человечество наладит связь с представителями других биологических видов, то есть не с людьми, а с какими-то другими существами, возможно, не наземными, скорее всего морскими, но наверняка обладающими высоким уровнем умственного развития или даже интеллектом».

Конечно, книга Дж. Лилли вызвала сенсацию. На полученные вскоре крупные субсидии Лилли организовал на Виргинских островах Институт исследования общений. Говорят, что Лилли искренне верил в осуществимость своих идей. Началось активное изучение и расшифровка дельфиньих «разговоров», дельфинов начали учить говорить по-английски, основываясь на открытой у них способности подражать человеческой речи и другим звукам. В этих исследованиях использовались разные подходы и методические приёмы, а также самая современная для того времени техника. Но ни в изучении «языка» дельфинов, ни в попытках обучить их человеческому языку, Джону Лилли не удалось продвинуться ни на шаг. Другого результата и быть не могло. Представления Лилли об умственных способностях дельфинов были наивны и в научном отношении бесплодны. Вскоре Институт исследования общений был закрыт.

Исследования сигнальной системы дельфинов проводились многими другими учёными, в том числе советскими. Отдельные сведения, полученные в результате этих исследований, представляют определённый научный интерес. Например, дельфины любят повторять свои «высказывания» по 5-10 раз подряд, а из двух тысяч проанализированных дельфиньих свистов можно составить 59 типов этих звуков. «Алфавит» дельфинов содержит 7 исходных сигналов-букв, из которых формируется 31 элемент более сложного состава, так сказать «фонемы» дельфиньей речи. Никаких выводов и предположений о смысле полученной статистики дельфиньих звуков сделать невозможно. Это говорит о том, что дельфиньего языка просто не существует. Но для науки важен уже тот неоспоримый факт, что дельфины имеют возможность широкого обмена информацией, добываемой как в результате общения с человеком и со своими сородичами, так и с помощью эхолокации.

Без сомнения, показанное в экспериментах умение дельфинов ориентироваться в достаточно сложной обстановке, хотя и выявленное чаще всего в результате дрессировки, говорит о том, что поведение дельфинов определяется не только врождёнными инстинктами, но и сложными психическими процессами, которые напоминают зачатки рассудочной деятельности.

Сложное психо-эмоциональное поведение присуще всем высокоорганизованным млекопитающим. Если у кого-то вызывает умиление факт реагирования дельфина на свою кличку или его прыжки через обруч (за последующее непременное вознаграждение в виде вкусной ставридки), то вспомните нашу собаку, обыкновенную дворняжку. Её не нужно учить, она сама «скажет» с помощью своих сигналов, чего она хочет. Она начнёт лаять, если заметит или почует угрозу себе или своему хозяину, она подойдёт к двери и лаем или прыжками покажет, что ей нужно на улицу, она послушается хозяина, если он прикажет ей замолчать и так далее. Да что говорить о собаке, если даже мыши своим писком сообщают своим сородичам одним им понятную информацию. А в случае с дельфином мы имеем дело с высокоспециализированным вторичноводным млекопитающим, которое тысячелетиями «шлифовало» свои рефлексы в воде, сложнейшей среде обитания.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
  "Живая планета" LifePlanet.org

  1. Дельфины - страница:1 2 3 4 5 6 7

 





 (Голосов: 26)

Просмотров: 10315

 <<- Дельфины - помощники человека? Мыслящие существа? Дельфины. Заключение. ->>






Гостевая книга Связь

"Живая планета"
ИЗУЧАЙТЕ И БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ !

 

 

Образовательный портал
«Живая планета»

Каталог Природа © KV 2010
О проекте  Добавить в избранное
* Биология, ботаника, история развития жизни. *  
Преподавателю, учащемуся и натуралисту.      
 92.0134    98.7187 {googleplus}